Основы банковского дела

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №70

Принято
Педагогическим
советом
Протокол № 11
от 02.06.2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

Основы банковского дела

Составитель:
Направление:
Возраст обучающихся:
Срок реализации программы:

Игошина Л.А.
Учитель математики
социально-педагогическое
8-11 класс
1 год

Пояснительная записка
В условиях трансформационной экономики России экономическая,
правовая

и

социально-психологическая

адаптация

старшеклассников

к

условиям взрослой жизни становиться объективной необходимостью. Данный
курс направлен на решение проблемы социально-трудовой адаптации учащихся
через реализацию предпрофильного обучения.
Курс «Основы банковского дела» реализуется в течение учебного года в
объеме 58 часов. При изучении данного курса учащиеся старших классов
знакомятся с влиянием банковской системы страны на экономику государства,
местом коммерческих банков в экономической инфраструктуре, их ролью,
функциями, основными операциями. Изучают экономические и правовые
основы

деятельности

юридического

лица

коммерческого

банка

универсального

-

как

самостоятельного

финансового

посредника.

Старшеклассники данной образовательной программы на основе знаний,
умений

и

навыков

приобретают

компетенции,

необходимые

для

самореализации в организационно-управленческой деятельности, связанной с
выполнением междисциплинарных проектов. Учащиеся, также, на основе
знаний, умений, навыков, приобретенных компетенций интегрируют знания в
области фундаментальных наук для решения исследовательских и прикладных
задач.

Мотивирующим

познавательного

потенциалом

интереса.

Данный

курса
курс

является

формирование

способствует

формированию

личностных качеств, обеспечивающих саморазвитие и профессиональное
самосовершенствование:

активная

жизненная

позиция,

умение

нести

ответственность за принятые решения.
Цели и задачи курса:
Основными целями курса являются: практическая направленность и
«жизненность» рассматриваемых вопросов и задач, возможность применения
их результатов на практике, а также доминирующая деятельностная

составляющая в приобщении учащихся к самостоятельной работе в различных
профессиональных сферах.
Для успешного усвоения дисциплины учащиеся должны знать:
1.Самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и
использовать в практической деятельности новые знания и умения, углублять
свое мировоззрение;
2.Адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт,
проанализировать свои возможности;
3.Анализировать, синтезировать, критически оценивать и резюмировать
получаемую информацию;
4.Проявлять инициативу;
5.Выполнять самостоятельную работу с использованием знаний, умений и
навыков, полученных на предшествующих уровнях образования;
6.Применять компьютерные технологии в образовательной деятельности.
Иметь навыки:
7.Работы с оригинальной работой по специальности;
8.Редактирование текста, ориентированного на ту или иную форму речевого
общения;
9.Библиографического

поиска

с

использованием

современных

информационных технологий;
10.Основами реферирования и аннотирования литературы по специальности;
11. Проводить расчеты финансовых и банковских показателей с применением
пакетов прикладных программ.
Иметь представление:
•о

роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники;

• связанные

с ними современные и этические проблемы, ценность научной

рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы
научного познания, их эволюцию;
• об

источниках исторического знания и приемах работы с ними;

•о

государстве и праве, системах права и особенностях их функционирования,

о теориях права, его сущности и формы;
• фундаментальном

единстве

наук,

незавершенности

естествознания

и

возможности его дальнейшего развития, применения новых математических
методов, появляющихся в естественно-научных дисциплинах, маркетинговых
исследованиях.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен уметь:
- Классифицировать активные и пассивные операции.
- Рассчитывать величину возвращаемого займа.
- Производить коммерческие расчеты.
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать:
1. Историю развития кредитной системы России.
2. Законодательные основы современного банка.
3. Активные и пассивные операции банков.
4. Условия коммерческого расчета.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения учащимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Умения
Классифицировать активные и
пассивные операции банков
Рассчитывать величину
возвращаемого займа
Производить коммерческие расчеты
Знания

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия

Историю развития кредитной
системы России
Законодательные основы
современного банка
Активные и пассивные операции
банков
Условия коммерческого расчета

Реферат
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы
банковского дела»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Раздел 1. Банки - центры
управления финансовокредитными процессами в
условиях рынка
Введение

Тема 1.1 История развития
банковского дела

Тема 1.2 Роль кредита в
развитии экономики, его
формы и функции

Роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения программы по
специальности
Причины возникновения банковского дела как самостоятельной отрасли. Пути
развития и реформирования банковского дела России. Изменение его структуры
в зависимости от социально-экономических предпосылок.
Самостоятельная работа:
Составление реферата «История возникновения банка»
Принципы и функции кредита. Механизмы формирования ссудного капитала
банка. Кредит как форма движения ссудного капитала. Принципы:
Возвратность, срочность, платность, обеспеченность. Функции:
Распределительная, эмиссионная, контрольная. Кредит - механизм перелива
капитала из одних отраслей в другие. Основные формы и виды кредита.
Источники ссудного капитала. Ссудный счет. График платежей.
Самостоятельная работа:
Составление реферата «Банковский холдинг»

2
2

2

2

2

Уровень
освоения

Тема 1.3 Законодательные
основы деятельности
современного банка

Нормы и методы правового регулирования деятельности современного банка.
Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности», закон РФ «О
центральном банке РФ» - основные документы для банковской деятельности в
современных условиях. Нормативные акты ЦБ РФ и иные федеральные законы в
области денежного обращения, как законодательные основы банковской
деятельности.

2

Самостоятельная работа:
4

Проработать федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности»
статья 1, статья 2
Современная банковская
система и её деятельность

2

банковская система и ее
деятельность.
Тема 2.1 Понятие банковской Структура кредитной системы, принципы взаимодействия элементов. Виды
системы, ее элементы и
банков и их деятельность. Сущность и функции банков различных форм
взаимосвязи
собственности и специализации. Кредитные организации. Парабанки, их
деятельность. Центральный банк РФ: роль и функции в управлении банковской
системой, реализация денежно- кредитной политики. Проблемы формирования
устойчивой банковской системы. Становление системы регулирования и
контроля банковской деятельности. Этапы реорганизации банковской системы в
механизме управления экономикой. Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ главный банк России, его задачи и функции.
Практические занятия
Осуществление операций центрального банка
Самостоятельная работа
Проработать ФЗ «О Центральном банке РФ».

2

2
4

Тема 2.2 Коммерческий банк - Организационное устройство коммерческого банка, его функции. Активные и
основное звено банковской пассивные операции банков. Понятие и принципы деятельности коммерческих
банков. Характеристика бухгалтерского баланса банка. Доходы и расходы
системы
коммерческого банка.
Практические занятия

2

2

Классификация активных и пассивных операций банка.
Самостоятельная работа
Проработать ФЗ «О банках и банковской деятельности»
Тема 2.3 Формирование
Порядок рассчетно-кассового обслуживания. Организация налично-денежного
денежных активов и пассивов оборота и кассовой работы в банке. Порядок открытия и круг операций на
банка
расчетных счетах клиентов. Виды расчетных счетов. Осуществление расчетных
платежей и взносов юридическими и физическими лицами в рублях и в валюте.
Осуществление контроля над исполнением клиентами представленных кассовых
планов, контроль ведения кассовых операций и предельного размера расчета
наличными деньгам. Внутрибанковская расчетная система. Безналичные
расчеты. Конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности
юридического лица и операций, проводимых по его счету.
Практическая работа

4
2

2

Оформление платежных документов
Самостоятельная работа
Проработать ФЗ «О банках и банковской деятельности»

4

Тема 2.4 Коммерческий
расчет как метод управления
банком

Принципы коммерческого расчета. Понятие коммерческого расчета. Принципы:
самоокупаемость и самофинансирование. Расходы коммерческого банка.
Доходы коммерческого банка. Процентная маржа. Оценка уровня доходов и
расходов кредитного банка. Формирование и использование прибыли
коммерческого банка. Оценка уровня прибыли коммерческого банка

2

Практические работы
Расчет суммы прибыли и ее распределение в коммерческом банке.
Определение кредитоспособности заемщика

10

Анализ ликвидности баланса банка
Расчет коэффициентов платежеспособности

Тема 2.5 Нетрадиционные
операции коммерческого
банка.

Особенности нетрадиционных операций. Сущность нетрадиционных операций.
Повышение устойчивости банка на рынке денег, капиталов, ценных бумаг.
Увеличение доходов банка и его конкурентоспособности.

2

Практические занятия
Расчет устойчивости банка

4

Упражнения по коммерческим расчетам
Всего:

58


Наверх

Телефон доверия 124

Дорогие ребята, эта информация для вас!

Иногда в твоей жизни могут происходить события, с которыми сложно справиться самому. Ты не знаешь к кому обратиться за помощью и поддержкой. Хорошо, когда в семье есть взаимопонимание и можно поделиться своими переживаниями с родителями, братом или сестрой. Некоторыми переживаниями можно поделиться с другом или подругой. Но бывают такие ситуации, когда не хочется, чтобы о них знали друзья или близкие. У тебя есть возможность позвонить по телефону, рассказать о своих чувствах, переживаниях, проблемах и получить помощь психологов, которые окажут профессиональную помощь и поддержку. Звонить можно с мобильного или любого городского телефона по короткому номеру 124. Не нужно говорить фамилию, имя, это анонимно. Круглосуточно.

ЕСЛИ ТЕБЕ НЕОБХОДИМО ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, ЗВОНИ НА ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

короткий номер

124


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».